10.12.2022

ТРАНСПОРТ

Владимирскому троллейбусу исполнилось 70 лет

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фотоматериал «PRO Транспорт» Владимир News

В минувшие выходные Владимирский троллейбус отметил свое 70-летие. 5 ноября 1952 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения в столице Владимирской области. В этой статье мы расскажем, как развивался электрический транспорт у нас в городе.

 

 В 1940 году правительством РСФСР рассматривалось создание в городах страны, в том числе и во Владимире, удобного и практичного городского транспорта, выпор пал на трамвай. Однако началась война, вопрос о транспортном сообщении отложился до лучших времен. После окончания Великой отечественной войны, началось восстановление пострадавших городов. Возводились заводы и фабрики, открывались новые рабочие места, население Владимира росло, вопрос о создании в городе общественного транспорта остро встал перед правительством. В 1948 году власти вернулись к рассмотрению вопроса о запуске в городе трамвайного движения. В тоже время, в Москве закрылся кольцевой трамвайный маршрут, все старое, изношенное оборудование и вагоны планировалось отправить во Владимир. Однако, при детальном рассмотрении проекта, было решено отложить идею открытия трамвая, узкие улицы и сложный рельеф города сыграли в принятии такого решения, ключевую роль. В том же году, депутат Верховного Совета РСФСР Илья Иванович Чернов, используя свой статус, добился правительственного решения о строительстве в городе троллейбусных линий. Вопрос рассмотрели и приняли решение, троллейбусу быть! 14 декабря 1949 года проект троллейбусного движения был утверждён Министерством коммунального хозяйства. Через 2 года, в 1951 – в городе открыли троллейбусное управление, под руководством Белькова Андрея Степановича, задача управления – контроль над реализацией проекта . Через год, в короткие сроки были, заасфальтировали улицы, построили депо, тяговую подстанцию и диспетчерскую, закупили 60 машин МТБ-82Д и оборудование, подготовили водителей, и кондукторов. Первых 20 водителей отправили на обучение в Горький, теперь Нижний Новгород. На организацию нового вида транспорта Совет Министров РСФСР выделил 1,8 млн руб.

 

 

РАЗВИТИЕ МАРШРУТНОЙ СЕТИ

 

3 ноября 1952 по улицам Владимира совершил пробный рейс первый троллейбус. И вот, торжественный день, 5 ноября 1952 года, из депо на Новоямском переулке выехали первые два троллейбуса с парковыми номерами 01 и 02 – троллейбусное движение во Владимире официально открыто. Спустя несколько дней, 7 ноября, открыто регулярное троллейбусное сообщение по маршруту №1, который пролегал через центр от кинотеатра «Буревестник» до «Химического завода». Первым водителем троллейбуса стал Сергей Иванович Моисеев, первым кондуктором - Полина Ивановна Николаева. Приказом № 21 по Владимирскому Управлению троллейбуса от 11 ноября 1952 года, на работу приняты 12 водителей и 12 кондукторов. Новый вид городского транспорта сразу полюбился Владимирцам, за первый год, на нем проехали, порядка 656 тысяч пассажиров.

 

Маршрутная сеть Владимирского троллейбуса, начала быстро развиваться. Уже в 1953 году был открыт маршрут № 2 «Владимирский тракторный завод» – «Золотые Ворота», а в 1954 году его продлили до остановки «Буревестник». Спустя 8 лет, движение троллейбусов до остановки «Владимирский тракторный завод» прекратили, а троллейбус продлили дальше, до конечного пункта «Река Содышка». Последнее изменение в маршруте состоялось 1 марта 1985 года – 2-ка поехала до «проспекта Ленина». Троллейбус №2 «Река Содышка» - «проспект Ленина», сохранился и по сей день, правда теперь на маршруте работает 1 машина.

 

 

6 ноября 1957-го открыта третья троллейбусная линия «ДК ВХЗ» – «улица Гагарина», в 1958 г. линия была достроена, и троллейбус прошел по ул. Фрунзе к Химическому заводу. Маршрут №3 «Золотые Ворота» - «Владимирский химический завод», соединил центр города, центральные улицы и промышленный район. Троллейбус проезжая по улице Мира, захватывал жилые районы и связывал 3 завода - «Электроприбор», «Химический завод» и «Автоприбор».

 

В 1959-м запущен маршрут №4 «ДК ВЗКИ (Театр «Разгуляй»)» – «Золотые ворота» – он связал центр Владимира с окраинной.

 

Спустя год открыт еще один троллейбусный маршрут, 5-рка связала проспект Ленина с Вокзалом.

 

 

Прошел еще год и 1 июля 1961-го – троллейбус соединил Владимир с правым берегом Клязьмы. Торжественное открытие маршрута №6, совпало с заложением Загородного парка. На открытие 6-го маршрута презентовали и ввели в эксплуатацию новые, на тот момент, троллейбусы модели «ЗиУ-5».

 

 

К 1962 разработан и открыт маршрут №7, троллейбусная линия соединила проспект Ленина с Владимирским электромоторным заводом, захватывая центр города и улицу Мира.

 

В 1966 году запущен еще один маршрут 9-й троллейбус пришёл район улицы Чайковского, в 1967 году началось движение по улице Электрозаводской, сейчас Усти-на-Лабе, троллейбусов маршрута № 10, а в 1968 году 8-й маршрут, изначально соединявший «Содышку» и «химзавод», приобрёл кольцевой вид.

 

18 февраля 1987 года в Добром открыта конечная станция МЖК «Мир». 15 сентября 1988 года открыто движение по улице Мира от проспекта Строителей до улицы Горького, по которому стали ходить троллейбусы нового маршрута № 13 и изменённого - № 3. 15 января 1993 года троллейбусы № 1 и 5 продлены до современной конечной «Улица Фатьянова». 1 апреля 1999 года введён в эксплуатацию участок от МЖК «Мир» до улицы Безыменского, по этому участку продлили маршруты № 4 и 11.

 

Троллейбус № 11 связал «Содышку» с улицей Безыменского, 12-й – Безыменского с вокзалом. В настоящее время, оба маршрута не работают, 12 – закрыт, вместо него запущен автобус №10с до ул.Куйбышева, а маршрут №11 считается действующим, но с нулевым выпуском, маршрут-призрак.

 

15 октября 2008 года открыт маршрут №1А «улица Фатьянова — «Универмаг «Восток» — «Улица Фатьянова». Троллейбус практически полностью дублировал 1-й маршрут, только ехал он не до «Разгуляя», а объезжал по кругу парк Добросельский, по Суздальскому проспекту, улице Комиссарова и Егорова, затем выезжал на Добросельскую и ехал в обратном направлении. 1 ноября 2011 года закрыт, в связи с нерентабельностью.

 

№ 14 «Проспект Ленина» — «ВХЗ», троллейбус следовал по ул. Чайковского, просп. Строителей, ул. Мира. Экспериментальный маршрут № 15 «улица Фатьянова» — «ВХЗ», несколько раз терпел изменения, но в итоге оба маршрута не оправдав надежд по сбору выручки, закрыты 15 января 2003 года.

 

Маршруты № 8А и 16. 7 сентября 2014 года на период перекрытия центра Владимира в связи с празднованием 800-летия Владимирской епархии был организован кольцевой маршрут № 8А, следовавший от «Рябинки» по проспекту Строителей, ул. Горького, пл. Ленина, Октябрьскому просп., ул. Дзержинского, просп. Ленина до «Рябинки». Движение осуществлялось троллейбусами с системой автономного хода до 15 км, которая использовалась на не имеющих контактной сети Октябрьскому просп. и ул. Дзержинского. Во второй раз маршрутное пассажирское движение троллейбусов с применением возможности автономного хода было организовано 27 апреля 2015 года. Два троллейбуса следовали по маршруту № 16 от Юго-Западной по ул. Нижняя Дуброва на автономном ходу и далее по трассе маршрута № 1 до театра «Разгуляй». Из-за неполадок с аккумуляторными батареями в тот же день маршрут № 16 был закрыт. В дальнейшем новых троллейбусных маршрутов во Владимире не появлялось, за исключением незначительных изменений.

 

 

 

СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТРОЛЛЕЙБУСОВ

 

Летом 1993 года, Архангельским властям пришла идея использовать, для нового троллейбуса, долговечные оцинкованные кузова польского автобуса «Jelcz». Сотрудничество состоялось, в Архангельск начали поставлять кузова польских автобусов. Проектом заинтересовались многие города страны, Владимир не оказался в стороне. Из-за финансовых проблем, в апреле 1997 года, завод был полностью остановлен и признан банкротом, на право сборки таких моделей троллейбуса стал претендовать город Владимир. Получив лицензию ООО «Севмашпредприятие» в 1997, в машиноремонтных мастерских троллейбусного депо № 2 началось производство троллейбусов NTR-120МТ. Первый троллейбус с парковым номером 228, собрали в феврале-апреле 1997 года, испытали 22 апреля 1997 года, а 12 мая 1997 года он уже выехал на улицы города. За год Владимирцы собрали 9 троллейбусов данной модели.

 

 

Чуть позже было решено передать все машины этого типа во Владимире, который должен был в течение 1999 года осуществить взаимообмен «Nordtrol-120МTr» из других городов ,на капитально отремонтированные владимирские машины ЗиУ-9. Однако, все города, имеющие троллейбусы «Nordtrol-120МTr», не хотят отдавать их во Владимир ни под каким предлогом. В итоге обмен не состоялся, во Владимире так и остались работать 9 собственноручно собранных машин.

 

Комфортные, теплые и плавные – так характеризировали «Nordtrol-120МTr» Владимирские водители. Троллейбусы этой марки проработали во Владимире порядка 20 лет. В январе 2006 года, по вине водителя, полностью сгорел один, из собранных в нашем городе, троллейбус. Последняя из таких машин во Владимире, была отставлена от работы в апреле 2018 года. А вот последний в мире, троллейбус «Nordtrol-120МTr» работает до сих пор, в городе Новочебоксарск.

 

 

 

ТРОЛЛЕЙБУСЫ ГОРОДА ВЛАДИМИРА

 

 За 70 лет работы троллейбуса во Владимире, сменилось немало машин. От самых старых до самых новых, расскажем о каждой.

 

Первыми троллейбусами стали «МТБ-82Д» - простые и надежные, но сильно не удобные, как для водителей, так и для пассажиров. Узкие проходы и двери, малое количество сидячих мест при вместимости почти до 100 человек, отсутствие отопления кабины, о гидроусилителе руля можно было только мечтать, а пока мечтаешь, заодно, накачать руки, ведь , что бы повернуть руль, требовалось приложить немало усилий.

 

На смену «МТБ» пришел троллейбус «ЗиУ 5». Эта машина была в разы удобнее и комфортабельнее.

 

В 1972 во Владимире стали появляться троллейбусы «ЗиУ-682», постепенно вытеснившие «ЗиУ 5». 682-е машины превзошли все ожидания, удобные, теплые, быстрые, много места, все удобства для водителя и кондуктора. «ЗиУ-682» работают во Владимире и сейчас, правда, в одном экземпляре. В качестве достопримечательности, троллейбус восстановлен и выпущен на маршрут. В основном машины, этой марки начали массово списывать в 2016-2018 годах.

 

Так же, в нашем депо были копии машин завода имени Урицкого – ВМЗ, АКСМ и другие. В Советском союзе, многие троллейбусные заводы делали свои машины на базе кузовов «ЗиУ». 

 

 В конце 90-х, во Владимире собрали, и выпусти на маршруты, модели «Nordtrol-120МTr». Об этой марке троллейбуса мы писали чуть выше.

 

 В 2005 году парк пополнился Вологодскими машинами «ВМЗ-5298».

 

В 2007-2009 прошла масштабная закупка новых троллейбусов, в депо приехали те же «ЗиУ», только под новым названием – «TROLZA 682».

 

Были и более современные машины - Тролза «Оптима»

 

Последним и самым современным троллейбусом в городе, стала Тролза «Мегаполис». Сейчас троллейбусное депо ожидает поставку 6 новых и современных Вологодских машин ВМЗ «Авангард». Однако, завод задержал поставку троллейбусов и когда произойдет пополнение парка – неизвестно.

 

 

ИНФРАСТРУКТУРА 

 

База Владимирского троллейбусного управления начинала развиваться на том месте, где в настоящее время находится троллейбусное депо. Здесь и был построен троллейбусный парк, рассчитанный на 60 единиц подвижного состава. Именно отсюда 5 ноября 1952 года выехали первые два троллейбуса. Технологическая база депо проводила ремонтные работы как по ремонту и обслуживанию агрегатов с их демонтажем с троллейбуса и отправкой на участок, так и кузовные работы с проведением клёпально-сварочных операций. Но появление год за годом новых троллейбусных маршрутов способствовало увеличению количества подвижного состава, которое в 1965 году перевалило за 60. Троллейбусы не умещались на территории троллейбусного парка, их приходилось расставлять за территорией депо по улице Мусоргского и на проспекте Ленина. В связи с этим было принято решение о строительстве второго троллейбусного депо на 120 единиц подвижного состава. Территория под это строительство была выделена на пустыре вдоль оврага, недалеко от северного выезда из города. Строительство длилось два с половиной года. 13 декабря 1971 года троллейбусное депо № 2 было введено в эксплуатацию. Оно так же было оснащено всеми участками, что и троллейбусное депо № 1, туда же переехало и управление предприятием. Службы предприятия, а так же троллейбусные маршруты, вместе с машинами, разделились между обоими депо.  

 

 

В 1978 году заступивший на пост начальника троллейбусного управления Е. П. Ильюшкин через свои связи в МЖКХ РСФСР и Главмосгортранс решил вопрос о массовом направлении владимирских троллейбусов для проведения полнокомплектных капитальных ремонтов на МТРЗ. Вплоть до 1983 года троллейбусы проходили капитальный ремонт как на КРТТЗ, так и на МТРЗ, что позволило проводить капитальный ремонт 8—10 троллейбусам в год. С 1984 по 1989 год капитальный ремонт владимирские троллейбусы проходят исключительно на МТРЗ. Доставка троллейбусов из Владимира в Москву и обратно производилась путём буксировки по трассе М7. Однако, из-за возрастающего потока московских троллейбусов ЗиУ-682, нуждающихся в проведении капитальных ремонтов, МТРЗ постепенно снижает количество планируемых в капитальный ремонт троллейбусов со стороны, в том числе и владимирских. В 1989 году начинаются поиски дополнительного производителя капитальных ремонтов, а также планируется создание собственной базы для самостоятельного проведения капитальных ремонтов. В 1999 было принято решение о создании базы капитального ремонта на территории троллейбусного депо №2. До 2008 года, Владимирцы самостоятельно восстанавливали свои троллейбусы, но в этом году из-за нерентабельности, ремонтную базу было решено закрыть. После этого, капитальные ремонты своими силами больше не производятся. 

 

 

Под конец 80-х Владимирский троллейбус был на пике популярности и процветания. В двух депо уже практически не было места для расстановки троллейбусов. Тогда было принято решение начать строительство 3-го депо. Построить его хотели на улице Добросельской, на выезде из города. Строительство пошло, расчистили территорию и даже начали возводить здания, однако все в один миг остановили. Из-за распада Советского союза, финансирование проекта было приостановлено, а после и вовсе прекращено. Стройку пришлось свернуть. 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛАДИМИРСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА

 

С 1 января 2007 года предприятие вновь сменило свою правовую форму, отказавшись от права на дополнительную финансово-производственную деятельность, и юридический статус, трансформировавшись во «Владимирпассажиртранс». С этого момента Владимирский троллейбус начал испытывать трудности. В конце 2000-х закуплена крупная партия троллейбусов, об этом мы писали ранее, чуть позже начат проект по установке на троллейбусы дополнительных АКБ, для увеличения движения без подключения к контактной сети до 15 км. Но проект не увенчался успехом, а развивать и исправлять ошибки не стали. В дальнейшем пошло массовое списание подвижного состава, в 2014 году троллейбусное депо №2 сдано в аренду компании «АДМ», а в 2016 депо отрезано от контактной сети. Вот уже 8 лет, территория сдается в аренду различным городским перевозчикам. В том же 2014 году, руководство «ВПТ» акцентировало внимание на автобусах, теперь территорию 1-го депо, в большей степени, занимают автобусы, а троллейбусы ушли на задний план. Маршрутная сеть троллейбуса сильно сократилась, количество подвижного состава – тоже. Испытывается острая нехватка кадров, из-за низких зарплат, водители и кондуктора предпочитают уходить работать на автобусы.

 

 

Что в перспективе ждет Владимирский электротранспорт, сказать сложно. В 2022 году, было приобретено 6 новых троллейбусов Вологодского завода, однако ТД «Транс-Альфа» так и не поставил новые машины, задержав поставку почти на месяц. Власти Владимира не особо заинтересованы в развитии троллейбуса. Ежегодно муниципальному «Владимирпассажиртарнс» выделяются сотни миллионов рублей, но деньги идут на закрытие долгов предприятия, а о развитии речи не идет. Благодаря инициативным группам, активным гражданам, общественным деятелям, а так же СМИ, включая наше сообщество, пытаются любыми силами призвать Мэрию к развитию электрического транспорта. Возможно, для процветания Владимирского троллейбуса, сметить руководителя на заинтересованного человека и не препятствовать ему, а наоборот, поддерживать. К слову, частные предприниматели, предлагали Мэрии города передать троллейбусное депо в руки частников, за определенное время они готовы были обносить парк и линии, однако власти поставили невыполнимые условия, в связи с чем, предпринимателям пришлось отказать от этой идеи. Во вторую очередь, стоит разделить депо на автобусное и троллейбусное, что бы каждое депо, акцентировало внимание на определенном виде транспорта.

 

Мы все же надеемся, что рано или поздно Владимирский троллейбус начнет процветать, ведь, этот вид транспорта, на сегодняшний день, самый экологичный в мире, ни газовые автобусы, и даже не электробусы не способны заменить троллейбусы. Но не будем о грустном, ведь уже 70 лет, электрический транспорт возит тысячи людей, ежедневно и надеемся, что продолжит возить.

 

 

Ранее мы писали: Ново-Ямская улица проваливается под землю

Редакция «PRO Транспорт» Владимир News © 2017 - 2022 Служба информации.

Мы являемся единственным СМИ во Владимирской области которое специализируется на общественном транспорте. Стараемся сделать качественный контент, ведем прямые трансляции с мест ДТП/ЧС и не только, мы единственные в области кто ведет статистику сломанного общественного транспорта - этим мы позволяем администрации города и обычным пассажирам узнать, сколько автобусов или троллейбусов сломались на маршрутах. Мы стараемся помочь людям у которых возникли проблемы с общественным транспортом. Делимся с Вами самыми интересными новостями области. Выкладываем красивые фотографии города и транспорта. Мы расскажем Вам о всех транспортных новостях города и области.